среда, 22 апреля 2015 г.

Развитие творческого потенциала учащихся через научную деятельность по математике во внеурочное время

Калинкина Елена Николаевна,
учитель математики, 
ГБОУ ООШ №11






Актуальность  темы
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных реальных ситуациях.
     Новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника и в первую очередь на учителя математики, так как именно на уроках математики идёт формирование математического, а затем практического мышления. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
    Пробуждая интерес к своему предмету, учителю необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Каждый учитель должен развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более способным детям, воспитывать у ребят силу воли, целеустремлённость при решении сложных заданий. Использование научной деятельности  служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом.
     Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования.
Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

   И поэтому главной целью в своей работе считаю развитие творческого потенциала  личности ученика. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы.
Ожидаемые результаты:
·         повышение качества знаний учащихся  по математике;
·         развитие творческих способностей учащихся.

    Развивать творческий потенциал можно через научную деятельность во внеурочное время.
  Организовать деятельность учащихся необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины. Выделим задачи, способствующие формированию творческой личности:
- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, умений видеть проблему и способы её решения;
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков поисково–исследовательской деятельности.

Научная деятельность учащихся как средство развития
творческих способностей учащихся

Научная деятельность включает в  себя следующие виды работы:
1.      Исследовательская  деятельность
    Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи:
·         развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
·         обобщение и систематизация знаний по предмету;
·         формирование информационной культуры учащихся.                                                     

В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:
•          проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
•          экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.

2.      Кружки
        Задачи:
·         учет индивидуальных возможностей учащихся;
·         повышение степени самостоятельности учащихся;
·         расширение познавательных возможностей учащихся.
На кружковых занятиях даю дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Веду индивидуальную работу с сильными учениками.
3.    Предметная неделя
Задачи:
·         представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
·         повышение мотивации учеников к изучению математики;
·         развитие творческих способностей учащихся.
  Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Привить интерес помогает предметная неделя.

4.  Олимпиады
   Эффективная и популярная форма работы с одаренными учащимися – олимпиады, позволяющие ребенку проявить свои способности. Одной из возможностей продемонстрировать свои знания и выделиться на фоне других – это успешное участие в олимпиадах.

Выводы
     Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать. Нужно  всячески  поощрять инициативу. И поэтому в своей работе я стараюсь применять разнообразные методы, которые дают возможность одаренным детям  выбрать подходящие формы и виды творческого самоопределения.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий